Министр хочет брать со студентов больше денег за проживание в общежитии. Может, вообще принять закон, что высшее образование положено только богатым?
Министр хочет брать со студентов больше денег за проживание в общежитии. Может, вообще принять закон, что высшее образование положено только богатым?
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что стоимость проживания в студенческих общежитиях «абсолютно неадекватна» затратам на их содержание, из-за чего они, по сути, выполняют социальную функцию.
«Очевидно, надо решать вопрос, и общежитие как сущность оставлять только для малоимущих студентов либо тех, кто находится в сложной жизненной ситуации», – сказал министр.
А куда деваться остальным студентам? У министра есть идея и на этот счет. Он предложил завести новый тип жилья для студентов, средний между общежитием и гостиницей, с «разумной стоимостью» проживания.
Хочу кое-что пояснить господину министру. Собственно, возможны два подхода к высшему образованию. Первый подход: чтобы оно было доступно только для детей из богатых семей. Второй подход: создать социальные механизмы, которые позволяют получить высшее образование молодежи абсолютно из всех слоев общества. Быстрый прогресс общества обеспечивает ТОЛЬКО второй подход.
Почему? Да потому что Ломоносовы не рождаются только в богатых и статусных семьях. А запросто могут родиться и в крестьянских. Или в рабочих. И только та страна успешно развивается, которая дает возможность любому своему талантливому ребенку получить высшее образование и стать ученым, управленцем, инженером, врачом, художником.
В полной мере второй подход – высшее образование доступно для выходцев из любых семей – был реализован в СССР. И с этим связаны и высочайшие темпы экономического роста, достигнутые в ходе ленинско-сталинской модернизации, и наш выход в космос, и наша первая в мире атомная электростанция, и многие-многие другие великие советские достижения.
За годы капитализма уже очень многое сделано, чтобы затруднить получение качественного высшего образования детьми из небогатых семей. Вы, господин министр, посмотрите трезво хотя бы на те жалкие стипендии, которые вы платите студентам.
На советскую стипендию студент вполне мог жить. А на стипендию времен капитализма (2-3 тыс. руб.) невозможно выжить даже чисто физиологически. Значит, либо студента должны содержать его родители, либо он должен работать. Не подрабатывать, что нередко практиковали и советские студенты, а именно работать столько, что на нормальную учебу у него не остается времени.
Кроме того, у вас, господин Фальков, уже более 50% мест в вузах – платные. Наряду с жалкими стипендиями это уже отсекает от высшего образования множество детей из бедных семей.
А теперь вы хотите заставить студентов, живущих в общежитии, доказывать, что они – малоимущие. А не можете доказать – так пошли в коммерческое жилье. Очнитесь, господин министр. Студенты из богатых семей и так в общежитие не идут, они живут в собственном или съемном жилье. А те, кто живут в общежитии, именно нуждаются в нем как в мере социальной поддержки.
Да, предоставление студенту общежития – это именно социальная функция государства, которая должна сохраняться, если мы не хотим окончательного превращения нашего общества в сословно-кастовое.
И запомните, господин министр: такое общество – с высшим образованием только для богатых – безнадежно отстанет не только от наиболее развитых государств планеты, но и от тех стран, которые принято называть «третьим миром».
Надеюсь, министра Фалькова окоротят вышестоящие руководящие инстанции, и он забудет про свою идею коммерческого жилья для студентов. А если нет, мы поставим в парламенте вопрос об обязательном сохранении студенческих общежитий.
Юрий Афонин.