КРО КПРФ » Олег Смолин: Дипломированных в России всё больше, а образованных - всё меньше

Олег Смолин: Дипломированных в России всё больше, а образованных - всё меньше

20 февраль 2024, Вторник
4
0

Так совпало, что законопроект, разработанный группой депутатов от КПРФ во главе с Олегом Николаевичем Смолиным «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части поэтапного повышения государственных стипендий обучающимся» после многолетней бюрократической волокиты в Госдуме, был рассмотрен депутатами в самый канун Татьянина дня.


И в этот светлый день учащиеся МГУ, узнав, что «Единая Россия» зарубила попытку коммунистов принять закон о повышении стипендий, пришли на Охотный ряд пикетировать штаб-квартиру законодателей. В руках у них были плакаты, напоминающие партии власти, что им, студентам, не на что жить. Но единороссы, именно с ними хотели пообщаться студенты, не повернув головы кочан, проскакивали мимо пикетчиков.


До этих событий законопроект долго отлёживался в шкафах комитета по образованию в ожидании заключения правительства, без него инициативы коммунистов Госдума не рассматривает. А когда был получен полустраничный отрицательный отзыв от правительства законопроект 34 раза переносился из повестки в повестку. Всё как бы очередь не доходила. Первый раз документ появился в думской повестке в марте 2021 года, после чего три года «кочевал» от заседания к заседанию. Единороссы давали понять, что законопроект третьестепенный. И то, что студенческая стипендия всего 1 967 рублей, – это ничего не значит.


 

Но Смолин и его соавторы – Г. Зюганов, Н. Коломейцев, А. Куринный, И. Мельников – терпеливо ждали рассмотрения. И дождались – аккурат накануне Татьянина дня.


 

Обсуждение вылилось в напряжённый спор: авторы проекта, депутаты от КПРФ, выступали за интересы студенчества, ЕдРо – против, в очередной раз продемонстрировав свою буржуйскую сущность.


 

Ну что это думское большинство могло противопоставить убедительному Смолину (КПРФ)? И какой ответ должен быть на вопрос: можно ли прожить студенту на академическую стипендию в 1 967 рублей? ЕдРо уходит от прямого ответа, не желая заострять внимание на качестве знаний, особенно по сложным техническим специальностям, отмахивается от нравственной и классовой сущности получения образования в РФ.


 

Смолин ни отчего не отмахивается. Он обрадовался, что наступил черед законопроекта о повышении стипендий, и обсуждение пришлось в самый канун Татьянина дня. И очень убедительно представил документ:


 

— Размеры студенческих стипендий — это не только вопрос социальной защиты студентов, но и вопрос качества нашего образования. Если говорить о количестве, то мы наряду с Канадой занимаем чуть ли не первое место в мире по количеству людей с дипломами на душу населения в возрасте от 25 до 64 лет. Но дипломированных всё больше, а образованных, извиняюсь, всё меньше. Все слышали, как жалуются руководители оборонных предприятий на острый дефицит конструкторов. Во многом, это результат так называемого Болонского процесса. Мы испытываем дефицит профессионалов во всех областях. Даже юристы жалуются на нехватку знатоков своего дела.


 

Мой учитель и друг, к сожалению, уже ушедший, декан с 40-летним стажем исторического факультета в Омске, говорил, что качество подготовки современного гуманитария, вузовского выпускника, примерно такое же, как было у хорошего советского школьника. Профессоров питерского вуза приводил примеры, как современные студенты сдают русский язык. Спрашивают девушку: «Назовите корень в слове «оставалось». Ответ: «Лось». Я предположил, что у девушки богатое чувство юмора… «Какое чувство юмора? — Речь идёт о комиссии, решающей, кто пойдёт на вылет?» – возразил профессор и вспомнил, как студента попросили назвать части речи. Ответ: «Подлежащее, сказуемое и суффикс».


 

И что ж это будет за специалист? Профессор успокоил: большинство студентов намерены работать не по специальности.


 

Перекос, да ещё и какой. Но мы продолжаем отстаивать защищённость студентов и порядок в высшей школе.


 

Как правопреемники Советского Союза, продолжаем биться за сохранение бюджетного образования и за стипендии не ниже, чем были в советский период, помня о том, что право на образование — одно из основных, о чём гласит наша Конституция РФ.


 

Смолин спорит с подтасовщиками цифр, указывает на обман:


 

— Мы регулярно слышим, что возможности получения бюджетного высшего образования сейчас гораздо лучше, чем были в СССР. Ссылаются на долю выпускников школ, которые могут получить образование: около 60 процентов. Но забывают, что более 60 процентов всех девятиклассников отправляются не в 10-й класс, а в систему профобразования. И тогда высшее образование у нас получают не 37 процентов выпускников, как утверждают мои оппоненты, а 29.


 

К тому же в мире студентов считают не по численности выпускников школ, идущих в вузы, а по количеству студентов в расчёте на 10 тысяч населения. Исходя из этой методики, бюджет для студентов у нас стал значительно меньше. В СССР в 1980 году было 219 студентов на 10 тысяч, в начале 90-х годов – уже всего 171 студент на 10 тысяч. В начале XXI века – произошёл подъём, было 192 бюджетных студента на 10 тысяч. Затем снова снизилось до 125 студентов на 10 тысяч. И уже с 2016 по 2020 годы приём на бюджетные места только сокращался. Сейчас, благодаря поручениям президента, он увеличился до 132 с половиной студента на 10 тысяч населения, что примерно на 40 процентов меньше, чем было в советский период.


 

Радикально снизились студенческие стипендии по сравнению с советским периодом. Если сравнивать с прожиточным минимумом, то в вузах расчетная стипендия снизилась с 80 до 11 процентов, в учреждениях СПО — с 60 примерно до 4 процентов. Кстати, в ПТУ, которые теперь объединены с колледжами, стипендия была 80 процентов от прожиточного минимума.


 

В аспирантуре она упала с 1,8 прожиточного минимума до 20 процентов в обычных вузах, до 49 — по специальностям Министерства науки и высшего образования.


 

Студенты ищут выход как прожить, и вынуждены идти работать, что негативно сказывается на качестве образования.


 

В профильных комитетах Госдумы неоднократно принимали решение о повышении студенческих стипендий до прожиточного минимума, различные фракции вносили такие законопроекты. В конце прошлого года все фракции единогласно голосовали за постановление, посвященное, условно говоря, Болонской системе, увеличению социальных стипендий до прожиточного минимума.


 

Что получилось? В 2024 году, согласно официальным планам, стипендию предполагается поднять на 5,5 процента с 1 сентября. В пересчете на год увеличение составит примерно 1,8 процента при объявленной средней инфляции в 7,5 процентов за прошлый год. Продуктовая инфляция, как мы знаем, приближается к 17 процентам. Другими словами, для студентов, как и для пенсионеров, реальная инфляция значительно выше и даже при той прибавке, что ниже инфляции, произойдёт снижение студенческих стипендий. Мы не приближаемся к постановлению Госдумы, за которое единогласно голосовали, наоборот, мы от него отдаляемся.


 

В предложенном законопроекте мы предлагаем поэтапно поднимать академические стипендии до 80 процентов от прожиточного минимума, а социальные — до прожиточного минимума».


 

Словами «надеюсь, что законопроект будет поддержан», Олег Николаевич завершил выступление.


 

Оппонировал ему единоросс Александр Мажуга, зам. председателя комитета по науке и высшему образованию.


 

Какие это разные речи. Смолин старался говорить ясно, открыто, доказательно, ссылаясь на цифры и факты. Мажуга тонул в путаном многословии и, казалось, сам не всегда понимал смысл сказанного. Из его словесных хитросплетений улавливалось одно: думское большинство против представленного законопроекта.


 

По-другому и быть не могло после отрицательного отзыва правительства, написавшего, что против увеличения стипендий, — в русле известного выражения Д. Медведева: «денег нет, но вы держитесь».


 

Власть и её партия, наряду с обнулением социальных гарантий и выплат всем россиянам законом о монетизации льгот № 122 от 22 августа 2004 года, не щадит студентов, превратив стипендии в формальность — лишь бы термин не исчез из лексики. А студенты, по мнению власти и «ЕдРо», пусть зарабатывают себе на обучение, если их родители не могут оплачивать им образование. Какими будут знания у студентов, каких высот они достигнут после такого «обучения»?


 

Мажуге – всё равно. По его словам, на социальную государственную стипендию, приближающуюся к прожиточному минимуму, могут рассчитывать только студенты, у кого высокие оценки и остался единственный родитель, да и тот инвалид 1-ой группы. Много ли таких наберётся? Такие ребята вообще на вузы не претендуют, за редким исключением.


 

ЕдРо – за самые жёсткие ограничения в материальной поддержке. Партия власти не задумывается, каким будет будущее России со специалистами-недоучками.


 

Законопроект Смолина, по мнению единоросски Ольги Пилипенко, нельзя принимать, так как «он не про стипендии, а про социальную помощь студентам». А «стипендия — мера стимулирования к качественному освоению образовательной программы и отличной учебе».


 

«Категорически не согласна с тем, что в данном предложенном законопроекте речь идёт о социальной поддержке, — заявила независимый депутат Оксана Дмитриева. – Эта инициатива о стимулировании студентов к получению образования».


 

«Как, по-вашему, должен жить студент, который успевает на «четыре» и «пять», получая академическую стипендию в 1 967-2 000 рублей в месяц? – обращалась Оксана Генриховна к единороссам. — Он даже существовать на эти средства не может. Он вынужден идти работать. А по каким специальностям можно одновременно учиться и работать? Возможно, юристы, экономисты, политологи, психологи могут кое-как совмещать такие нагрузки. Но будущему инженеру, физику, математику, врачу невозможно совмещать учёбу и работу. Не получится из такого студента хорошего специалиста. Потому у нас учащимся из малообеспеченных семей уготованы специальности гуманитарного и общественного профиля. А получение инженерного качественного образования — это удел детей из более-менее обеспеченных семей».


 

О. Дмитриева ответила на «аргументы» единороссов, что, якобы, в РФ немало студентов, получающих именные стипендии.


 

«Нет, — заметила Дмитриева, — именные стипендии в стране получают в лучшем случае 20-30 тысяч студентов, а академические – около 2 тысяч рублей — 967 тысяч человек. И это тоже всего-навсего треть от всех студентов, потому что в вузах учатся ещё и платные студенты, ни копейки не получающие от государства».


 

Дмитриева напомнила советский опыт:


 

«Все помнят, сколько был минимальный размер оплаты труда в советское время — 70 рублей, сколько была стипендия — 40 рублей, повышенная — 50 рублей, аспирант получал стипендию 80 рублей, минимальная пенсия равнялась 55 рублям. Таким образом, от МРОТ советская стипендия составляла 57 процентов. Если мы хотим продолжить опыт советского времени, то тогда стипендию должны поднять минимум в пять раз, на столько же увеличить выплаты аспирантам. Бюджету это обойдётся в 200 миллиардов рублей. Для РФ это вполне посильно».


 

Поддержали инициативу Смолина не только коммунисты, Дмитриева, но и справроссы. Про ЕдРо Делягин сказал – «сытое брюхо к учёбе глухо». Не решились честно высказать своё мнение о стипендиях ЛДПР и «Новые люди», так как подконтрольны думскому большинству.


 

Отдельно заговорили депутаты о работе, которую могут сегодня найти себе студенты, чтобы обеспечить питание, оплату жилья. Оказывается, всё не так было в СССР — процветает аморалка, наркотики, проституция. Некоторые СМИ уже назвали отказ ЕдРо от увеличения стипендий решением о проституции.


 

А Смолин, подводя черту обсуждению, подтвердил: такие пороки могут быть в нынешней студенческой среде из-за безденежья, и пришли они к нам из-за бугра вместе с капитализмом:


 

«Позволю себе вспомнить, как в конце 90-х годов Иван Иванович Мельников, будучи председателем нашего комитета, отправил меня в Будапешт на семинар Мирового банка. Там нам рассказывали, как здорово вводить платное высшее образование. А потом, пока мы шли от места семинара до гостиницы, нам стали предлагать девиц на все вкусы, цвета кожи и так далее…


 

На следующий день я спросил уважаемых коллег из Мирового банка, не потому ли так много таких девиц лёгкого поведения, что в Венгрии введено всеобщее платное высшее образование? …Как вы понимаете, больше на такие семинары меня никогда не приглашали» (Аплодисменты.)


 

Смолин повторил свой призыв к единороссам проголосовать за предложенный законопроект в первом чтении, чтобы получать высокообразованных специалистов и не плодить пороки в студенческой среде. Но те трусливо промолчать.


 

За законопроект КПРФ о поэтапном повышении стипендий в РФ высказалось 116 депутатов – единогласно КПРФ, часть справроссов и ЛДПР, независимый депутат Дмитриева. Свыше 300 думцев затаились за кнопками. Им Раиса Кармазина от ЕдРо скомандовала «не голосовать».


 

Но пусть не думают подлые буржуа, что неутомимый боец за высококлассное образование для всех Олег Николаевич Смолин и его фракция КПРФ опустят руки и сойдут с дистанции в борьбе за права студентов, учителей, родителей. Борьба продолжится. И будет она длиться до тех пор, пока у российских студентов будут стипендии, достойные будущих учёных, инженеров, конструкторов, космистов.


При цитировании или ином использовании материалов, опубликованных на страницах сайта, ссылка на источник обязательна.
© 1993-2024 Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»